Откуда берется опасность? В основе подхода Б-I лежит убежденность в том, что любая система для анализа может быть разложена на составные части, которые можно рассматривать по отдельности. В итоге либо все элементы системы работают правильно — и тогда правильно работает система в целом, либо в каком-то элементе системы случается сбой — и тогда система работает неправильно. Это приводит к очень упрощенной картине: все системы представляются бимодальными, то есть имеющими всего два режима функционирования — «правильно» и «неправильно». Поскольку для обеспечения безопасности необходимо обеспечить «правильное» функционирование системы, много усилий тратится на поиск и устранение причин «неправильного» поведения.
Представление о бимодальности оказывается более или менее адекватным для технических систем, но человек действует больше чем в двух режимах — например, он может выполнить какое-то действие лишь частично правильно, а какое-то — неправильно, но потом быстро исправить и т. п. Поэтому системы с существенным участием человека и тем более системы, включающие в себя человеческие общности (то есть организации), — мультимодальны. Бимодальный взгляд приемлем, когда внешние для системы условия остаются на протяжении долгого времени устойчивыми, но терпит крах, когда система существует в постоянно изменяющейся среде. (Простой пример: мы знаем, что вращение руля вправо движет машину вправо, вращение влево — соответственно, в другую сторону. Однако это правило справедливо только на хорошем покрытии, а вот, к примеру, в гололед машина может сорваться в занос даже без явного поворота руля.)
В сочетании с уверенностью в том, что «все в мире имеет причину», это приводит к тому, что целью расследования инцидентов является именно поиск причин, то есть элементов, сработавших неправильно, или условий, которые в реальности отличались от предполагавшихся. Чаще всего такими элементами и условиями оказывается человек — так возникает пресловутый «человеческий фактор» (не так повел себя, не так обучен, недостаточно опыта и т. п.).
Концепция Б-I рассматривает человека прежде всего как источник ошибок, что вынуждает пытаться максимально «отодвинуть» его от процесса (заменяя автоматическими системами, роботами и т. п.) или жестко регламентировать его действия, тем самым снижая гибкость. В постоянной среде — это дает свои результаты, но в изменчивой ситуации либо катастрофически снижает эффективность, либо оставляет работника по сути дела один на один с опасностью, возлагая ответственность за него и не обеспечивая его ресурсами для разрешения ситуации. В крайних случаях это приводит либо к глубокой зарегулированности (в том числе к противоречивости правил и регламентов), либо к «охоте на ведьм», когда вместо поиска причин инцидентов ведется поиск виноватых.
В подходе Б-II мы изначально признаем, что социально-технические системы и их элементы мультимодальны — именно это позволяет им быть гибкими, и самым гибким элементом системы оказывается человек, принимающий решения. Хорошие гибкие мультимодальные системы изначально готовы существовать в постоянно меняющихся условиях.
С точки зрения Б-II человек — это не источник опасности, а напротив, ключевой, чуть ли не единственный фактор обеспечения безопасности: именно он может адаптироваться к новым условиям, принимать решения и совершать действия, которых нет в алгоритмах и т. п. При этом подход Б-II признает, что люди всегда ошибались и будут ошибаться, и научить человека не ошибаться невозможно. Предлагается обратить внимание к тем ситуациям, когда все идет как следует. Гибкость человеческого разума — это не только источник ошибок: в гораздо большей степени это то творческое начало, которое помогает человеку находить правильные решения в нестандартных ситуациях (и в том числе замечать и исправлять последствия своих и чужих ошибок). Обычно все идет как положено в том числе потому, что человек принимает верные решения в условиях неопределенности. Наша задача — помочь ему делать это лучше. Подход Б-II основывается на следующих тезисах:
- Люди не стремятся себя убить или покалечить.
- Люди пытаются приспособиться, найти самый рациональный путь выполнения процесса.
- Люди не стремятся специально нарушить работу оборудования.
- Люди всегда будут хотеть облегчить себе работу.
Если рабочую обстановку человека можно имитировать, то принятию решений можно
обучать на тренажере. Важная особенность такого обучения заключается в том, что тренажер используется не для отработки до автоматизма стандартных процедур, а для создания нестандартных, выходящих за рамки нормативов ситуаций, в которых человек учится искать решения. Цель состоит не в том, чтобы научить выполнению требований, а в том, чтобы обучаемый глубже усвоил принципы безопасного поведения. Даже если принятые решения неудачны, обучаемому не сообщают «верное решение» — с ним обсуждают то, что произошло в ходе имитации, предлагают проанализировать случившееся и обдумать другие варианты развития событий.
Такой вид обучения широко используется для пилотов, диспетчеров, машинистов поездов, буровых мастеров и других профессий, занимающихся преимущественно управлением.
К сожалению, некоторые ситуации невозможно воссоздать на тренажерах, а в ряде профессий обучение на тренажере вообще невозможно или пока недоступно. В таких случаях, проводятся
обучающие оценочные мероприятия. Ключевая задача обучающих оценочных мероприятий прежняя: научить людей принимать решения, опираясь на соображения безопасности в нестандартной обстановке. В качестве входных данных обучаемый получает описание ситуации, в которой следование нормам затруднено. Далее он либо предлагает дальнейшие шаги в свободном режиме, либо отвечает на так называемые ипсативные вопросы. В вопросах такого типа предлагается набор вариантов действий, которые необходимо охарактеризовать с точки зрения безопасности, распределив на две группы в зависимости от того, повышают ли они безопасность или снижают.