Самодиагностика культуры безопасности в компании

Михаил Балакшин
Руководитель Industry Consulting Ecopsy
Сегодня я хотел бы рассказать о том, как с помощью онлайн опроса, который затем проходит через контент анализ и алгоритмы машинного обучения, компаниям можно проводить самодиагностику уровня развития культуры безопасности.

Как обычно компании подходят к исследованию уровня развития культуры безопасности? Понятно, что необходимо исследовать мнения людей, их отношение к безопасности, значит, нужно сотрудников спросить, поэтому чаще всего компания затевает опрос. Сотрудникам задают разные вопросы, просят выбрать варианты ответов.

По итогу компания получает прекрасную картинку, из которой можно сделать один из двух выводов:

1) У нас высочайшая культура безопасности

2) Люди врут. Пусть даже сами того не зная.

Разные компании выбирают разные варианты интерпретации, но все больше компаний осознают, что все-таки проблема в социальной желательности ответов. Ведь если уровень травма остается высоким, причем в силу «человеческого фактора», а результаты опросов при этом великолепные, то сложно предположить иное.

Действительно, опрос позволяет охватить большое количество сотрудников компании, что, как кажется, делает исследование максимально точным и объективным. При этом такое исследование недорого, что тоже важно. Проблема, однако, заключается в том, что тема безопасности имеет фантастический уровень социальной желательности, гораздо бОльший, чем, например, исследования вовлеченности или другие опросы. Как только возникает слово «правила» или «безопасность» - у всех тут же возникает внутренняя необходимость отвечать «как надо», чтобы не подставить себя или своего начальника. Я бы назвал это «эффект Ростехнадзора».

Другой способ – позвать независимых консультантов, которые проведут аудит, организуют фокус-группы, соберут максимально точные и объективные данные. Способ высокоточный, но и у него есть существенный минус – высокая цена.

Как же найти золотую середину? Как всегда, истина находится где-то посередине.

Начнем с опроса. В данном методе исследования важно уйти от социальной желательности. Это можно сделать с помощью открытых вопросов. Дальше ответы необходимо проанализировать с помощью специального алгоритма. Робот-поисковик просматривает слова, которые используют участники опроса в своих ответах, и соотносит их с тем или иным уровнем развития культуры безопасности.

Например, если часто встречаются слова «штраф», «наказание за нарушение», «поиск виновных», это может говорить о реактивном уровне культуры безопасности.

Конечно, это весьма упрощенный пример для объяснения сути, в жизни все гораздо сложнее и разнообразнее, но умные машины делают такой анализ довольно быстро и точно, соотносят данные в ответах на вопросы с всевозможными известными моделями (Брэдли, Хадсона), позволяя быстро и технологично провести диагностику. В идеальном варианте такой опрос дополняется проверкой выбивающихся из общей статистики ответов уже на местах (например, в каком-то цехе результаты получились крайне высокими относительно общей массы, а в другом – катастрофично низкие, эти данные анализируются детальнее).

В данном случае можно смело говорить о самодиагностике, т.к. сотрудники компании могут самостоятельно зайти в опросную систему, запускать повторные опросы, собирать данные. Обработка идет под контролем консультантов Industry Consulting Ecopsy, но т.к. основная часть работы оказывается в руках самих компаний, это значительно проще администрировать и дешевле использовать.

Получите подробный буклет