Ничего, кроме правды

Как добиться доверия сотрудников
Анатолий Комаров
Руководитель практики HSE «Индастри Консалтинг ЭКОПСИ»
Газета атомной отрасли: Страна Росатом

В начале июня прошел третий форум по развитию культуры безопасности «Росэнергоатома». Глава концерна Андрей Петров особо отметил атмосферу откровенного разговора, чего не было на предыдущих двух встречах. Теперь, по его словам, надо добиться открытости и в отношениях между руководителями и персоналом. Андрей Петров призвал директоров АЭС довести до каждого сотрудника, что за правдивую информацию о происшествиях и ошибках никакого наказания не будет. А вот за сокрытие ЧП — будет, вплоть до увольнения.
Зачем они туда полезли?
«Открытость намечается, но полного доверия персонала к руководителям пока нет. За это нужно бороться, — отметил генеральный директор «Росэнергоатома», напомнив, что сегодня концерн участвует в том числе во многих международных проектах. — У нас идет смена поколений, к нам приходит много молодых специалистов, поэтому вопросы преемственности в обеспечении культуры безопасности крайне важны».

В концерне в конце прошлого года стартовал проект «Выгодно не скрывать», ставший развитием концепции нулевого травматизма Vision Zero, к которой «Росатом» присоединился в апреле 2019 года. Основная его идея — активное выявление причин и профилактика опасных ситуаций.

Пока добиться нулевого травматизма на многих предприятиях отрасли не получается. «Безопасность — это общее дело. Если руководитель ею не занимается, то и подчиненные не будут, — сказал генеральный инспектор «Росатома» Сергей Адамчик, приведя в пример одно из ЧП в отрасли, когда двое сотрудников задохнулись в замкнутом пространстве, причем один из них был мастером. —Все прекрасно знают правила работы в замкнутых пространствах, но почему-то на практике о них нередко забывают».

Самое парадоксальное, по мнению Сергея Адамчика, что при разборе ЧП в 80 % случаев никто из руководителей не хочет сознаваться в своей плохой работе, все говорят, что это сам работник что-то неправильно сделал и получил травму, а мы тут ни при чем.

«Когда начинаешь изучать причины ЧП, возникает ощущение дежавю. Как правило, в основе большинства несчастных случаев лежит поведение человека, — отметила заместитель генерального директора «Росатома» по персоналу Татьяна Терентьева. — Взять то же происшествие, о котором рассказал генеральный инспектор, — ну зачем они туда полезли? Никак не должен работник лезть туда, где небезопасно. Но он туда залез и пострадал. Мне кажется, мы должны больше об этом думать и больше обсуждать. Наш коллектив пережил непростой период пандемии, показав за это время выдающиеся экономические результаты, добился новых рекордов. Конечно, за всем этим стоит высочайшая концентрация сил. Не исключено, что причина последних событий кроется в том, люди подустали, поэтому происходят срывы. Может быть, нужна дополнительная психологическая поддержка».
Лидеров не хватает
Система общения руководителей с сотрудниками в концерне создана, сообщил в своем выступлении первый заместитель генерального директора по эксплуатации АЭС концерна Александр Шутиков. У работников имеется много возможностей, чтобы высказать свое мнение: от электронных сообщений до журналов персонала. Проблема в том, что они этими возможностями мало пользуются. Необходимо вовлечь их в этот процесс в полной мере. На этом этапе возникают вопросы к руководителям. «Судя по итогам анкетирования наших сотрудников, только 56 % работников удовлетворены обратной реакцией руководителей, а 44 %, то есть практически половина, говорят, что ответы начальства их не устроили», — подчеркнул Александр Шутиков.

Вопрос подготовки лидеров в области культуры безопасности сегодня в концерне один из приоритетных. «Из своего личного общения на станциях и здесь на форуме могу сказать, что настоящие лидерские качества проявляются у одного-двух из тридцати, у остальных они дремлют, — отметил Шутиков. — Более половины коренных причин нарушений в работе АЭС в прошлом году кроются в недостатке управления и организации эксплуатации АЭС. Ошибки линейного персонала — операторов, рабочих, которые не так включили, не так отключили, не так открыли и так далее, — это в том числе ошибки их руководителей.

Чего им не хватает? Полномочий точно хватает, возможно — времени и лидерства».

«Бумажным лидером» (лидер на бумаге, а не в реальности. — «СР») сегодня должно быть не модно, подытожил обсуждение Андрей Петров. «Главное, что мы должны сделать, — наладить честную коммуникацию с персоналом. Идти в народ, чтобы объяснить нашу позицию по поводу решений, которые мы принимаем, задач, которые мы ставим, — подчеркнул он. — Надо конвертировать наши усилия в доверие персонала. Мы никого не будем наказывать за то, что люди говорят правду. И наоборот, будем наказывать — вплоть до увольнения — за сокрытие ЧП. Мною подписан соответствующий приказ, и это касается всех руководителей».

Письмо жене
Несчастный случай — это всегда стресс и шок как для пострадавшего и его близких, так и для работодателя.

Разные компании придумывают свои оригинальные методы борьбы с несчастными случаями на производстве. Например, в «Металлоинвесте» внедрили метод «Визит лидера», рассказал на форуме руководитель HSE-практики (от англ. Health and Safety Executive — управление по охране труда) компании «ЭКОПСИ Консалтинг» Анатолий Комаров.

Один из руководителей Горно-обогатительного комбината поинтересовался: почему у нас безопасностью занимаются только производственники и я? А где мой финансист, где мой главбух, почему бы им не сходить в цеха? И поставил всем топам задачу: как минимум раз в месяц встречаться с персоналом и спрашивать, как конкретно их решения влияют на общую безопасность в компании.

Интересная практика применялась в «Аэрофлоте». Там, согласно внутренним регламентам, запрещено ругать пилота за неправильные действия, рассказал Анатолий Комаров. Бывали случаи в мировой практике,
когда летчики, сильно обидевшись на свое руководство, осознанно совершали опасные действия, будучи за штурвалами самолетов. В общем, обсуждать их поведение можно, а наказывать нельзя. И вот что там придумали: когда число нарушений конкретного пилота начинало расти, руководители писали письма жене, детям, маме. Дескать, ваш муж (отец, сын) совершил 17 неправильных действий. Мы не можем с ним про это говорить, потому что нам запрещено, но если он не вернется домой живым и здоровым, то знайте — мы предчувствовали это и вас предупредили.

«То есть компания переложила ответственность на родственников. Непопулярная мера, но в «Аэрофлоте» она подействовала. Пилоты приходили и просили не писать родственникам. Говорят, что ситуация исправилась», — отметил эксперт.

Аналогичная практика, по его словам, была и в РЖД, где тоже запрещено ругать машинистов, если, конечно, они не проехали на красный свет. Там тоже писали письма семьям машинистов. Правда, выяснилось, что с женами это работает, а с родителями почему-то нет.

Задать вопрос Анатолию