Несчастный случай — это всегда стресс и шок как для пострадавшего и его близких, так и для работодателя.
Разные компании придумывают свои оригинальные методы борьбы с несчастными случаями на производстве. Например, в «Металлоинвесте» внедрили метод «Визит лидера», рассказал на форуме руководитель HSE-практики (от англ. Health and Safety Executive — управление по охране труда) компании «ЭКОПСИ Консалтинг» Анатолий Комаров.
Один из руководителей Горно-обогатительного комбината поинтересовался: почему у нас безопасностью занимаются только производственники и я? А где мой финансист, где мой главбух, почему бы им не сходить в цеха? И поставил всем топам задачу: как минимум раз в месяц встречаться с персоналом и спрашивать, как конкретно их решения влияют на общую безопасность в компании.
Интересная практика применялась в «Аэрофлоте». Там, согласно внутренним регламентам, запрещено ругать пилота за неправильные действия, рассказал Анатолий Комаров. Бывали случаи в мировой практике,
когда летчики, сильно обидевшись на свое руководство, осознанно совершали опасные действия, будучи за штурвалами самолетов. В общем, обсуждать их поведение можно, а наказывать нельзя. И вот что там придумали: когда число нарушений конкретного пилота начинало расти, руководители писали письма жене, детям, маме. Дескать, ваш муж (отец, сын) совершил 17 неправильных действий. Мы не можем с ним про это говорить, потому что нам запрещено, но если он не вернется домой живым и здоровым, то знайте — мы предчувствовали это и вас предупредили.
«То есть компания переложила ответственность на родственников. Непопулярная мера, но в «Аэрофлоте» она подействовала. Пилоты приходили и просили не писать родственникам. Говорят, что ситуация исправилась», — отметил эксперт.
Аналогичная практика, по его словам, была и в РЖД, где тоже запрещено ругать машинистов, если, конечно, они не проехали на красный свет. Там тоже писали письма семьям машинистов. Правда, выяснилось, что с женами это работает, а с родителями почему-то нет.