Управление рисками проектов с помощью УРАН (ROAM)
Практика УРАН (перевод автора: Устранён (решён), Распределен, Акцептован (принят), Нивелирован (смягчён); оригинальное название от англ. ROAM - Resolved, Owned, Accepted, Mitigated) предоставляет простой и эффективный инструмент для управления проектными рисками. Её главные преимущества — это нацеленность на действия, скорость оценки и принятия решений, вовлечение команды проекта и экспертов в обсуждение.
Иногда новые полезные практики в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) можно создать, адаптируя подходы и опыт из других отраслей, не обязательно связанных с производством. Это позволяет расширить инструментарий и по-новому взглянуть на имеющиеся процессы.
Примером такой практики является УРАН (перевод автора: Устранён (решён), Распределен, Акцептован (принят), Нивелирован (смягчён); оригинальное название от англ. ROAM – Resolved, Owned, Accepted, Mitigated) – способ управления рисками проекта путем обсуждения в команде. Изначально он получил огласку благодаря Scaled Agile Framework (SAFe) – методологии управления проектами, достаточно известной в компаниях IT и банковского сектора. Давайте подробнее рассмотрим «корни» практики.
Scaled Agile Framework (SAFe) и применение УРАН
Scaled Agile Framework (SAFe) — это методология управления проектами, ориентированная на крупные организации, которые работают в условиях гибкой (agile) среды. Основная цель SAFe — обеспечить взаимодействие нескольких команд в рамках одного проекта, сохраняя при этом высокую степень гибкости и скорости принятия решений.
УРАН (ROAM) в рамках SAFe используется для управления рисками на этапах планирования. Это можно назвать мозговым штурмом с группировкой идей: на встрече команда идентифицирует потенциальные риски, связанные с достижением целей, затем эти риски распределяются по категориям. Это помогает сделать прозрачнее принятые решения и действия, которые нужны для управления рисками.
Как работает УРАН
УРАН можно использовать как во время очных совещаний, так и онлайн. Алгоритм применения включает четыре основных этапа:
- Идентификация рисков.
На этом этапе команда определяет потенциальные риски, связанные с проектом, задачей или конкретной идеей. Риски фиксируются в удобной форме, например, на карточках, клейких стикерах (для очных совещаний) или в цифровом формате – можно использовать обыкновенные слайды или документы в режиме совместного редактирования.
2. Визуализация зон.
На доске, флипчарте или в программе фиксируются четыре категории рисков:
- Устранен, решен (Resolved): риск не представляет значительную угрозу. Если уже предпринимались действия, фиксируется ключевое решение.
- Распределен (Owned): уже есть или должен быть назначен ответственный за работу с риском, так как требует действий. Как правило, не может быть решен на встрече.
- Акцептован, принят (Accepted): риск все еще существенный, но принят без дополнительных действий. Например, когда все доступные мероприятия уже исчерпаны, а дальнейшее снижение экономически невыгодно – поэтому команда фиксирует его, признает наличие, но не разрабатывает дополнительные действия. Важно понимать, кто и как будет реагировать, если риск реализуется.
- Нивелирован, смягчен (Mitigated): ранее были разработаны меры по управлению риском, но он не снижен до конца. Команда сделала все, что намеревалась сделать.
3. Обсуждение и категоризация рисков.
Участники обсуждают каждый риск и переносят его в соответствующую категорию в зависимости от статуса действий и возможного влияния на достижение целей. Все новые идеи также записываются.
4. Работа с рисками.
После распределения рисков обсуждаются дальнейшие действия. Для каждой категории фиксируются ключевые шаги:
- Устраненные риски документируются (с указанием выполненных действий, если такие были).
- Риски второй категории, которые не были распределены по ответственным, сопровождаются назначением ответственного лица. Это лицо следит за развитием ситуации и готовит план действий по снижению риска.
- Для акцептованных, принятых рисков оцениваются их потенциальные последствия и то, в каких случаях решение должно быть пересмотрено, когда риск уже следует считать неприемлемым.
- Для нивелированных, т.е. смягчённых рисков проверяется, что принятых действий достаточно.
На следующих встречах рассматривается статус действий по рискам второй категории – распределенные, уточняется статус действий у ответственных. При необходимости – по другим категориям, если команда считает, что появился новый риск или прошлые требуют действий. В том числе, можно предусмотреть отдельное поле для новых рисков, которое участники заполняют в перерывах между встречами:

Вариант доски УРАН
Применение УРАН в охране труда и промышленной безопасности
УРАН можно адаптировать к задачам ОТиПБ и использовать для управления рисками реализации проектов на производстве. Например, обсуждая проект по модернизации оборудования, могли выявить:
- Устраненные риски: риски, связанные со случайным нажатием кнопок на пульте – расположены близко к проходу. По проекту предусмотрели изменение местоположения кнопок или удаленную автоматизированную систему запуска – использование пульта не требуется.
- Распределенные риски: увидели риск в том, что оборудование нетиповое, и сотрудники не умеют с ним работать. Договорились, что руководитель проекта проработает возможность обучения от проектировщика оборудования или другой специализированной организации.
- Акцептованные риски: признали некоторые риски допустимыми, потому что воздействие фактора укладывается в норматив (ПДУ, ПДК вещества) или не должно ухудшить условия труда. Например, расчетная вибрация соответствует нормам, а шум, хотя и превышает указанные нормативы, уже присутствует в помещении из-за соседней установки. Если замеры покажут ухудшение условий труда, потребуются дополнительные действия.
- Нивелированные риски: бригада, которая будет монтировать оборудование, первый раз заходит на объект. До приезда о бригаде собрали отзывы с других площадок, проверили все необходимые документы и подробно проинструктировали. Возможно, потребуются еще действия, например, усиленный контроль за исполнителями, но пока что риск снижен достаточно.
Важно отметить несколько моментов:
- Список приглашенных участников должен быть составлен заранее. Если профильный эксперт не приглашен на встречу, часть рисков может быть упущена.
- Для наиболее сложных и комплексных проектов УРАН может занять много времени. Некоторые компании используют чек-листы и списки для оценки типовых рисков проектов – они могут быть собраны с экспертов до встречи, и обсуждаться уже в виде предзаполненной доски УРАН.
- Доска с рисками – «живой» инструмент. Встройте проверку статусов в регулярные встречи и добавляйте новые риски по мере того, как они появляются.
Заключение
Практика УРАН предоставляет простой и эффективный инструмент для управления проектными рисками. Её главные преимущества — это нацеленность на действия, скорость оценки и принятия решений, вовлечение команды проекта и экспертов в обсуждение. Практика может сочетаться с другими – например, чек-листами по оценке рисков. Это полезно для сложных проектов, даст более глубокий и системный подход, но потребует больше времени. В единственном числе может использоваться для оценки рисков простых проектов. В любом случае, внедрение этого подхода помогает систематизировать процесс оценки рисков проектов и снизить вероятность возникновения опасных ситуаций.
Если вам интересна тема практик по безопасности и управление рисками, приглашаем в ТГ-канал «Осторожно! Безопасность», где мы делимся полезными советами и практиками из самых разных отраслей.
Команда












