Деловые игры и бизнес-симуляции
Игровой формат обучения позволяет получить практические навыки и опыт, развить критическое мышление и способность принимать решения в сложных ситуациях. Участники активно вовлекаются в процесс обучения и начинают применять полученные знания на практике.
Пример — видеоотчет
Проблема которую решает продукт
Игры

Стратегии повышения культуры безопасности
Длительность:
4-5 часов
Количество участников:
- 8 – 15 человек (за одним столом)
- До 150 человек всего (10 столов)
Цель:
Формирование у участников стратегии развития культуры безопасности на основе рычагов воздействия модели S*AVE.
Введение:
Бизнес-симуляция проходит в формате настольной игры. Участники игры делятся на команды по 2-3 человека. Каждая команда получает в управление компанию, производящую детали из металла. На предприятии очень низкий уровень культуры безопасности, однако им выделяются серьезные инвестиции на комплексное развитие производства. Новые топ-команды управляют вверенными предприятиями в общем экономическом пространстве, сталкиваясь с государственными инспекциями, реальными угрозами производственной безопасности и их последствиями.
Процесс:
Команды получают листы с профилем безопасности предприятия, стартовый капитал и меню действий по развитию компании; игра длится 5 игровых лет. Год состоит из 4х ходов каждой команды (кварталы). Делая ход, команда покупает мероприятия из меню действий, затем кидает кости и перемещает свою фишку по полю игры. Попадая на ячейку, команда берет карточку из соответствующей колоды и выполняет действия, предписанные карточкой.
Результат:
Участники увидят взаимосвязь между развитием культуры безопасности и ростом экономических показателей предприятия и познакомятся с понятием культуры безопасности, ее проявлениями на каждом уровне и рычагами влияния, описанными в модели S*AVE.

Сколько стоит происшествие?
Длительность:
1,5 часа
Количество участников:
от 5 до 100 человек
Цель:
Научиться считать убытки от происшествий и внедрять наиболее полезные мероприятия для их предотвращения.
Введение:
Участники становятся командами бизнес-аналитиков. Им на рассмотрение достается виртуальное предприятие, на котором за последнее время произошла серия различных происшествий и аварий. Руководство организации желает узнать стоимость каждого происшествия для их предприятия (данная информация необходима им для принятия решения по бюджету на HSE на следующий квартал — возможно, меры безопасности стоят дешевле). Задача команд определить «А сколько же для организации стоит то или иное происшествие?»
Процесс:
Работа в командах: решение кейса на связь экономики и безопасности (в кейсе дается описание нескольких происшествий: ДТП, пожар и пр., подробное описание обстоятельств происшествий и избыточные данные по затратам на тот или иной процесс, связанный с происшествием). По итогам деловой игры заслушиваются различные групповые решения каждого кейса и логика мышления команд. Происходит общее обсуждение и оценка представленной информации, сбор мнений и голосование «В каких ситуациях производство и безопасность взаимосвязаны/конфликтуют/являются полюсами при принятии управленческих решений?»
Результат:
Участники научатся считать убытки от происшествий и оценивать с точки зрения экономической целесообразности мероприятия, которые можно реализовать в настоящее время, чтобы снизить вероятность повторения подобных происшествий в будущем, в том числе без затратные и инвестиционные решения.
Примечание:
Есть возможность составления новых кейсов для игры на основе происшествий компании Заказчика.

Какая тут культура безопасности?
Длительность:
1,5 – 3 часа
Количество участников:
от 15 до 250 чел.
Цель:
Знакомство с понятием Культура безопасности и отработка знаний по уровням КБ, которые существуют.
Введение:
Сегодня все чаще можно услышать термин Культура безопасности на производстве. Применяется он в самых разных аспектах. А все ли понимают, что это такое и какие уровни Культуры безопасности выделяются? Как определить уровень Культуры безопасности без дорогих аудитов сторонними организациями? Как способствовать развитию Культуры безопасности на своем рабочем месте и в организации в целом?
Процесс:
Сначала ведущий рассказывает об истории появления термина «Культура безопасности» и раскрывает его смысл. Затем знакомит участников с имеющимися шкалами для оценки уровня культуры безопасности на производстве. После этого на экран выводится фотография объекта (установка, салон автомобиля, бытовые помещения, технологические объекты и т.д.) или описание способа проведения мероприятий по безопасности (инструктаж, поведенческий аудит, проверка и т.д.). Участникам необходимо индивидуально или в команде принять решение и определить, какой уровень Культуры безопасности это иллюстрирует. Далее при помощи интерактивной системы для голосования нужно указать свое решение. После голосования участникам представляются результаты голосования в % от общего числа участников и отклоняющиеся варианты ответов обсуждаются.
Результат:
Участники понимают, что такое Культура безопасности и какие уровни существуют; определяют уровень Культуры безопасности в зависимости от сложившегося отношения сотрудников. Участники получают необходимые знания, чтобы развивать Культуру безопасности на своем рабочем месте и в организации в целом.

Наряд-допуск: все ли так просто?
Длительность:
2,5 часа
Количество участников:
от 5 до 100 человек
Цель:
Осознание типичных ошибок в работе нарядно-допускной системы и закрепление правил оформления нарядов.
Введение:
Из числа руководства компании выделяется компетентное жюри, задачей которого будет оценивать решение команд. Команды соревнуются в 3-х раундах (каждый проходит по своим правилам).
Процесс:
Ведущий объясняет цели игры, вводит участников в игровые роли.
Задача участников в 1-м раунде распознать ошибки в предлагаемых к рассмотрению Нарядах-допусках и объяснить, почему это именно ошибки (для игры на каждую команду выдается карточка с Нарядом-допуском, в котором допущена ошибка).
Во 2-м раунде задача команд на скорость «собрать» (т.е. оформить НД) для работы бригады. Всем одновременно выдается задание и запускается время. По окончанию оформления НД команда отдает НД жюри и фиксируется время, за которое они справились с заданием.
В 3-м раунде игры на экране демонстрируются фрагменты НД и варианты допущенной ошибки. Задача команд – на скорость верно определить ошибку.
Результат:
Участники умеют выявлять ошибки в наряд-допусках и правильно их составлять.

Правильно ли оцениваем риски?
Длительность:
2-3 часа
Количество участников:
от 5 до 250 человек
Цель:
Поддержать систему внедрения системы оценки рисков и синхронизировать всех вовлеченных в этот процесс.
Введение:
Из числа руководства компании выделяется компетентное жюри, задачей которого будет оценивать решение команд. Команды соревнуются в 3-х раундах (каждый проходит по своим правилам).
Процесс:
На экран выводится описание риска. Участникам необходимо в команде принять решение и отнести этот риск в одну из ячеек матрицы рисков (вероятность/ тяжесть последствий), которой он, по их мнению, соответствует. Далее при помощи интерактивной системы для голосования команда указывает свое решение. После голосования участникам представляются результаты в % от общего числа участников и отклоняющиеся варианты ответов обсуждаются. После всех обсуждений ведущий представляет условно правильный ответ. В течение игры команды также получают мини-задания для некоторых рисков – предложить возможные варианты минимизации рисков (технические средства или организационные мероприятия).
Результат:
Участники понимают, что такое риск, из чего он образовывается, учатся определять и идентифицировать риск, а также разрабатывать мероприятия для ликвидации или минимизации риска. Все участники одинаково понимают шкалы вероятности и последствий для применения их в дальнейшей оценке рисков.

В поисках коренных причин
Длительность:
1,5 – 2 часа
Количество участников:
от 5 до 50 человек (возможно проведение в
дистанционном формате).
Цель:
Научиться обнаруживать и анализировать истинные причины происшествий.
Введение:
В компании, которая производит запчасти и инструменты, произошел несчастный случай с работником склада. Начальник склада обратился за помощью к экспертам, чтобы выявить истинные причины происшествия и предотвратить похожие случаи в будущем. В компании принято проводить расследования определенным методом (например, «5 почему»).
Описание игры:
Участники получают комплект материалов расследования и рекомендуемый бланк для выявления коренных причин. Дополнительные опции: инсценировка, элементы ролевой игры (см. продвинутый уровень). Команды рассказывают о выявленных причинах и предлагают мероприятия по устранению причин. После кратких выступлений команд происходит общее обсуждение решений и поиск истинных корневых причин каждой ситуации.
От участников не требуется значительных технических знаний, только логика и внимательность. Игра подходит для молодых специалистов и начинающих руководителей, сотрудников кадрового резерва, участников рабочих групп по расследованию происшествий, сотрудников непроизводственных подразделений.
Результат:
Участники научатся составлять причинно-следственные связи и находить коренные причины происшествий по одному из базовых методов расследования – дерево причин, 5 почему и др.

Детективное расследование
Длительность:
2 часа
Количество участников:
от 5 до до 250 человек
Цель:
Цель каждой команды – обнаружить истинные причины нарушений/происшествий и рассказать о них всем.
Введение:
На производстве произошел несчастный случай. Для проведения анализа причин были приглашены лучшие команды специалистов отрасли, но награду получит только та из них, которая представит доклад с описанием истинной причины происшествия и разработает качественные мероприятия по ее устранению
Описание игры:
Для проведения игры мы приглашаем профессиональных актеров, гримёров, реквизиторов, которые на площадке мероприятия воссоздают несчастный случай на глазах у участников. После этого у игроков есть возможность лично пообщаться с участниками и свидетелями происшествия, чтобы сформировать свой вывод. Команды готовят краткие доклады для представления всем участникам, которые содержат описание самого нарушения/происшествия, описание выявленных причин и мероприятия по устранению причин. После кратких выступлений команд происходит общее обсуждение решений и поиск истинных корневых причин каждой ситуации.
Рекомендуется для участников, которые имеют опыт расследования происшествий и базовые технические знания.
Результат:
Участники научатся составлять причинно-следственные связи и находить корневые причины происшествий по методу дерева причин, 5 почему и т.д., поймут ценность и важность правильного проведения опроса свидетелей, сбора информации, ведения наблюдений.

Путь к безопасности
Длительность:
2-3 часа
Количество участников:
от 5 до 100 человек
Цель:
Получить практические навыки для отработки кардинальных правил безопасности.
Введение:
Командный квест по станциям, где участники сталкиваются с различными заданиями из области ПБОТОС.
Описание игры:
Задача участников – решая логические головоломки, проходя командные испытания, общаясь с персонажами и распутывая нити сюжета, выполнить все стоящие перед командой задачи. Ведущий объясняет цели игры, разделяет участников на команды и выдает им маршрутные листы, а также антуражные вещи (карты территории, таинственные записки, ключи, обрывки шифров, оружие, необычные предметы и др.). Далее команды перемещаются по станциям и выполняют задания, зарабатывая баллы. Побеждает та команда, которая заработает наибольшее количество баллов.
Типы заданий:
- Задания с аниматором-актером, в которых результат зависит от выбранной стратегии. Провести инструктаж перед началом работ, вежливо поговорить со злостным нарушителем, помочь подготовить рабочее место к выполнению работ повышенной опасности, выписать Наряд-допуск и т.д
- Задания с антуражными приборами – бомба, сейф, датчики дыма, огнетушители, СИЗы и т.д.
- Задания на взаимодействие в команде и формирование командного духа
- Разгадывание шифров, кодов, ребусов, отпечатки пальцев и др.
- Творческие задания
Результат:
Участники учатся практическим навыкам отработки ключевых/ «золотых»/ кардинальных правил безопасности.

Своя игра
Длительность:
1,5 – 2 часа
Количество участников:
от 5 до до 250 человек (возможно проведение в
дистанционном формате).
Цель:
Проверить и повысить знания в области ОТ и ПБ.
Описание игры:
Участники в командах отвечают на вопросы из области ПБОТОС.
Задача – заработать максимальное количество баллов. Вопросы разделены на различные тематики. Для каждой тематики есть вопросы разного уровня сложности, количество баллов за правильный ответ на вопрос возрастает пропорционально сложности вопроса. Команды сами выбирают на вопрос из какой тематики и какого уровня сложности она хочет отвечать. После заданного вопроса отвечает та команда, которая первая нажмет на кнопку. Если команда даёт правильный ответ, она выбирает следующий вопрос. Если команда даёт неправильный ответ, ход переходит к следующей команде, нажавшей кнопку.
Результат:
Участники повышают свои знания в области ОТ и ПБ, что мотивирует на дальнейшее изучение и повышение своих компетенций.

Что? Где? Когда?
Длительность:
1,5 – 2 часа
Количество участников:
от 5 до до 250 человек (возможно проведение в
дистанционном формате).
Цель:
Проверить и повысить знания в области ОТ и ПБ.
Описание игры:
Участники в командах отвечают на вопросы из области ПБОТОС.
Задача – заработать максимальное количество баллов. Вопросы задаются одновременно для всех команд. Есть разные типы вопросов: текстовый, видео-вопрос, вопрос «черный ящик» и т.д. Все вопросы составлены так, чтобы проверить логику мышления (знать ответ заранее невозможно – это не тест знаний). Ответы принимаются удаленно посредством СМС или компьютерной программы. За каждый верный ответ команда зарабатывает 1 балл. Побеждает та команда, которая даст большее количество правильных ответов.
Результат:
Участники повышают свои знания в области ОТ и ПБ, что мотивирует на дальнейшее изучение и повышение своих компетенций.

Организационный покер
Длительность:
1-2 часа
Количество участников:
от 20 до 100 человек
Цель:
Начать разговор о Культуре правды, сформировать на предприятии культуру открытости и доверия.
Описание игры:
1. Формирование команд и знакомство с инструкцией.
2. Соревнование команд (7 основных раундов + 2 дополнительных).
3. Рефлексия.
Игра моделирует ситуацию вранья и недоверия и показывает к каким «взрывам» это ведет. В процессе игры азарт вранья сменяется отрезвляющим разочарованием. По итогам модерируется глубокий и инсайтный для участников разговор о правде и лжи. Игра может быть использована как отдельное событие для начала разговора о механизмах доверия или встроена в тематические развивающие мероприятия.
Результат:
Игра позволит проблематизировать сотрудников и начать дискуссию о причинах вранья и путях формирования доверия.

Башня риска
Длительность:
1-2 часа
Количество участников:
от 6 до 150 человек
Цель:
Научится оценивать риски и получить знания о том, какие факторы влияют на понимание рисков человеком.
Описание игры:
Участники принимают решение, какую башню они будут строить (сначала идет планирование, потом реализация). Задача – построить как можно более высокую башню, которая сможет стоять без посторонней помощи. Обсуждение рисков, связанных с выполнением задания, и является целью игры. Тренер управляет поведением участников, заставляя их рисковать или, наоборот, остановиться (тренер управляет организационными факторами и правилами игры).
Игра может быть использована как отдельное событие для начала разговора о механизмах доверия или встроена в тематические развивающие мероприятия.
Результат:
Участники получают понимание о том, что такое риск, от каких факторов он зависит, как можно управлять осознанностью риска и работать более безопасно.
Что включает в себя услуга
ЭКОПСИ предлагает разнообразные форматы проведения игровых симуляций.
Тематика и формат определяются текущими задачами компании:
Что получает клиент
Кейсы

Один из крупнейших нефтегазовых холдингов РФ
Клиент:
Сроки реализации:
2013 г.
Основные результаты:
- Даны рекомендации по оптимальной структуре и численности подразделений
- Разработаны модели компетенций по дисциплинам «ОТ, ОЗ, ПБ, ЧС и ООС»
- Разработан перечень типовых должностей с привязкой к текущим должностям по дисциплинам «ОТ, ОЗ, ПБ, ЧС и ООС»

Одна из крупнейших российских нефтяных компаний РФ (топ-3)
Клиент:
Сроки реализации:
2015 г. - настоящее время
Основные результаты:
- Проводится регулярная диагностика культуры безопасности и различных аспектов ОТ, ПБ
- Разработана и проведена серия стратегических сессий и форумов с ТОП-менеджерами предприятий (в т.ч. с привлечением подрядных организаций)
- Разработаны и проводятся программы развития ключевых производственных руководителей в области лидерства в безопасности
- Оказана поддержка в ходе открытия кафедры HSE в рамках Корпоративного университета
- Реализован проект по сопровождению развития кадрового резерва для функции HSE, в рамках которого резервисты разрабатывают и реализуют проекты в области безопасности без отрыва от текущей деятельности.

Горно-металлургический холдинг, один из крупнейших производителей железорудного сырья и стали в СНГ
Клиент:
Сроки реализации:
2018 г., 4 месяца
Основные результаты:
- Проведен аудит таких практик, как Аудиты безопасности (ПАБ, ЦАБ), Оценка рисков (АБВР, ИБР, HAZID/HAZOP), Блокировка/маркировка (БМП, ЛОТО), Расследование происшествий (ОКПП)
- Определены сильные стороны и зоны развития (с использованием модели диагностики привычек 3х3) по каждой из практик
- Сформирована дорожная карта мероприятий по развитию практик до 2021 г, предусматривающая как шаги, дающие эффект в ближайшей перспективе («быстрые победы»), так и системные решения c отсроченным результатом
- Рекомендации использованы компанией в дальнейшей работе.
Вам может быть полезно
Блог эксперта
Команда












